Основной задачей любой сертификационной оценки специалистов является осуществление независимой и обоснованной проверки соответствия квалификации претендента требованиям, предъявляемым к нему работодателем, производителем оборудования или программного обеспечения.
Сертификация работников может осуществляться практически в любой отрасли деятельности человека. Эта технология является удобной и недорогой формой массовой оценки уровня компетентности специалистов в узко заданных параметрах и применяется, как правило, для первичной, автоматизированной оценки специалистов - при приеме на работу, по окончании обучения и т.д.
Формами для сертификационной процедуры может быть тестирование, практические задания, собеседование. Однако наиболее экономичным и автоматизированным средством для проведения сертификационных процедур на данный момент остается тестирование.
Задача сертификации в форме тестрования — проведение автоматизированной оценки знаний испытуемого по заданной тематике с условием обеспечения высокой степени достоверности итогов такой оценки. Обеспечение достоверности и научной обоснованности выводов по итогам сертификации является наиболее важным вопросом в практике работы Центра.
По какой причине в тот или иной тест включены именно такое число вопросов и по каким основаниям вообще задаются те или иные вопросы — этот вопрос является краеугольным при создании любого теста. Обоснованный ответ на это может дать только правильно организованная система сертификации.
Основой для качественной сертификационной процедуры любого рода является Программа Сертификации.
Когда речь идет об оценке знаний работником, различают два подхода к созданию Программ Сертификации: первый основан на империческом «мнении экспертной группы», а второй опирается на нормативно-правовую базу (утвержденный учебный план, квалификационные требования и т..д.). И тот, и иной подходы имеют право на существование, но «экспертный» путь формирования Программы сертификации более субъективен и зависит от качества «экспертной группы» и задач, которые она решала.
Головной центр Отраслевой системы мониторинга и сертификации Спб ГУ ИТМО в своей работе использует, в основном, вторую модель при создании Программ Сертификации, а именно: мы опираемся на нормативно — правовую базу, регулирующую требования к специалистам на том или ином рабочем месте.